История Училища 1904-1917 годов

Разразившаяся в 1904-м году Русско-Японская война, видевшаяся в Петербурге «прогулкой по Дальнему Востоку», нанесла серьёзный репутационный ущерб Русской армии. Свидетели той войны, как в Русской армии, так и в армиях европейских держав отмечали, что никаких предпосылок для поражения у России не было. Тем не менее Россия проиграла. Мужество русских воинов как это случалось в нашей истории не раз, не компесировало расхлябанности политического и военного руководства страны, предчуствие «далёкой» и «маленькой победоносной войны» обернулось горькой трагедией, сравнимой разве что с Крымской или Первой Чеченской войнами. И сама война и её последствия не могли не отразиться на судьбе Училища и его питомцев. Стало ясно, что к грядущему столкновению в Европе не готова ни Российское государство ни Российский народ. Первые же трудности военного времени, сменившие сытость предвоенных лет вывели простых людей на баррикады, активизировали революционное движение. Увы, даже в армии. Теперь, по прошествии многих лет ясно, что револционные настроения действительно присутствовали в Училище. К примеру выпускник 1904 года Александр Авельевич Мгебров (будущий акёр театра и кино), сын генерал-лейтенанта, будучи на выпускном курсе оказался вовлечен в революционный водоворот: «...в 1904 году студент А. А. Петров познакомился с юн­кером А. Мгебровым, которого пригласил к себе домой на 13-ю линию Васильевского острова. Юнкер оказался в семье, где часто собирались рабочие. Он стал свидетелем обсужде­ния программы партии, принятой II съездом РСДРП...» Остаётся добавить, что на баррикадах Мгебров дрался, а вот на русско-японской войне не был.

Выпускник 1904 года Александр Авельевич Мгебров в роли патриарха Тихона в фильме «Иван Грозный»

Война была проиграна, но с реформами опять не спешили. Жизнь в Училище шла своим чередом. Одной из безусловных удач стало назначение летом 1906 года нового начальника. Им стал опынейший Всеволод Николаевич Вахарловский, выпускник Училища 1878 года, успевший послужить и «в войсках» и в братском Константиновском артиллерийском училище.

Генерал-Майор В. Н. Вахарловский, начальник Училища 25.07.1906—28.09.1912 гг.

Во время его командования Училище активно осваивало новые образцы вооружений, поступавшие в войска от отечественных и зарубежных промышленников, разрабатывало и внедряло новые методы и приемы стрельбы и управления огнём. Армия кое-как перевооружалась, к дискуссиям вокруг военных реформ присоединилась недавно созданная государственная Дума, а в воздухе уже витал призрак новой войны. Еще в царствование Александра III пришло понимание того, что в грядущей войне главным противником будет бурно развивавшаяся Германия, объединённая «огнём и железом» прусской политики. Россия акивно сближалась с Францией, искала контактов с Британией, но безвольное правление Николая II, не прекращавшего заигрывания с Вильгельмом. Показные «братания» и династические комплексы русского двора тормозили подготовку к войне и серьёзно дизориентировали российское общество.

К началу ХХ столетия оносится и окончательное становление целого ряда традиций Училища, часть кторых дожила до его закрытия в XXI столетии.

Украшение казарм первого курса после 1-й стрельбы

Одна из них — празднование первой стрельбы. Первый курс (тогда его называли «младший класс») проведя свою первую боевую стрельбу в летнем лагаере, возвращался в казарму, украшенную по такому случаю флагами и «средствами» маскировки.

Начало двадцатого века ознаменовалось бурным ростом новой отрасли — авиации. Транспортные возможности самолётов были еще довольно скромны, а вот их военный потенциал был быстро оценён. Самолёт с самого своего появления стал воплощением последних достижений научной и технической мысли, но управление им и безопасность полетов были делом весьма непростым. Стоит ли удивляться, что кандидатов на обучение лётному делу набирали из числа наиболее образованных офицеров, имевших хорошую физическую форму. Молодые офицеры-артиллеристы стали лучшими кадрами для авиации той поры. Не имея возможности перечислить всех, назовем лишь некоторых: Петр Николаевич Нестеров, успешно

Петр Николаевич Нестеров, выпускник Училища 1906 года, окончившего наше Училище в 1906-м году.

Лебедзь Степан Александрович, выпускник Училища 1912 год

Среди выпускников той поры, немало тех, чей жизненный и творческий путь будет перечёркнут революцией. Такова судьба офицерской династии Челюсткиных.

Отец (Николай Михайлович) и сыновья (Михаил и Андрей) Челюсткины — артиллеристы михайловцы

Однако тяжкие испытания и главные войны ХХ века были ещё впереди. Училище продолжало обновляться, и 26 октября 1912-го, его начальником назначен полковник (позднее генерал-майор) Карачан, Пётр Петрович. На его долю выпадет ответственная работа по организации досрочного выпуска Училаща и организация процесса обучения военного времени.

Полковник П. П. Карачан, начальник Училища 26.10.1912—1916 гг. и 1917 (?)

Кроме того, Петру Петровичу доведётся дважды возглавить Училище. в 1916-м году, его просьбы об отправке на фронт будут наконец удовлетворены, и он отбудет в войска, но когда в суматохе 1917 -го фронт рухнет, а военные Училища ещё какое-то время будут оставаться островком стабильности и надежды, Карачан вернётся в Училище, но, увы будет сметен волной революционного террора.

Среди выпускников последнего «мирного» выпуска 1914 года, оказался потомственный михайловец Владимир Александрович Никитин. Проийдя трудный путь войн и революций, он стал конструктором-кораблестроителем и умер в 1977-м году, что для его поколения было случаем поистине уникальным. Владимир Александрович оставил мемуары, описав знакомые многим из нас места, а так же традиции (хорошие и плохие) которые пережили время и потрясения. Примечательны его воспоминания связанные с «Донной Анной» — хозяйкой бакалейной лавки:

«Одной из „достопримечательностей“ училища была Донна Анна. Это была здоровенная баба, лет сорока, которая содержала ларек на училищном дворе. Почему ее звали Донной Анной, никто из юнке¬ров мне объяснить не мог. Донна Анна была неплохим коммерсан¬том. Она живо реагировала на спрос и у нее всегда были нужные юнкерам товары: разные сладости, табак, папиросы, шило, одеко¬лон, письменные принадлежности. Донна Анна охотно продавала в кредит, а по некоторым сведе¬ниям занималась и мелким ростовщичеством, ссужая, конечно под изрядные проценты, кое-кого из юнкеров деньгами с условием рас¬платы при производстве в офицеры. К чести юнкеров следует ска¬зать, что Донна Анна не имела оснований обижаться: должники расплачивались с ней добросовестно».

Другим интересным замечанием Никитина, была водившаяся в Училище мода на стрижки:

«Волосы причесывались в виде ежика или с пробором. Длинные волосы носить запрещалось и длинноволосых безжалостно стригли под машинку. В 1913г. откуда-то, кажется из армейской кавалерии, пришла мода брить или очень коротко стричь голову. Я прическами никогда осо-бенно не увлекался и поэтому новую моду принял с удовольствием: стриг голову машинкой „под ноль“. Легко, а главное, всегда причесан!...»

Юнкер В. А. Никитин, выпускник 1914 года

C началом Первой Мировой войны, в 1914-м году было введено «Положение об ускоренной подготовке офицеров в военное время в специальных военно-учебных заведениях с восьмимесячным ускоренным курсом», которое распространялось на и на Михайловское Артиллерийское Училище. Однако специфика отбора сохранилась. В Училище принимали выпускников гражданских ВУЗов, главным образом технических.

  

Выпускники ускоренного курса 1916 г.: В. В. Журов — погибнет в рядах армии Колчака; К. К. Гершельман — закончит войну в армии Врангеля в 1922 г, станет художником, имигрирует в Германию; В. Г. Тихонов — вступит в Красную армию, станет начальником Сумского Артиллерийского Училища

Рыцарство русского офицерства (да и европейского в целом) дорого обошлось народам-участникам той Великой войны. По словам свидетеля событий, будущего британского премьера Уинстона Черчиля «европейская аристократия просто перебила друг друга», кадровое офицерство таяло на глазах. Армии срочно требовались свежие силы. Многие из тех, кто надел офицерские погоны раньше и во сне не представляли себя офицерами. Вчерашние студенты, бунтари, порой совсем случайные люди... Стоит ли удивляться, что и традиции и настроения офицерского корпуса, особенно младшего офицерства менялись буквально на глазах...